ZAVOD анонсирует новую рубрику "ZAVODnoy Watchism", в которой мы будем делиться статьями, очерками и книгами о часах, времени, инновациях в сфере часового дизайна, брендах и их главных дизайнерах.


    Надо сказать, что за все время жизни ZAVODа накопилось столько классных книг о часах и информации о том же в наших головах, что нас не на шутку распирает и давно. Идея создания занимательных лонгридов на часовую тему возникла еще лет 5 назад, но вот недавно на книжные полки ZAVODа прямиком с Amazon’а телепортировался специальный выпуск Esquire “The big watch book”, посвящённый новым трендам в мире часов и наполненный интервью с создателями ведущих брендов.
Это была последняя капля) Так что мы стартуем и открываем новую рубрику ZAVODnoy Watchism, под которой мы будем делиться статьями, очерками и книгами о часах, времени, инновациях в сфере часового дизайна, брендах и их главных дизайнерах.

1
 
     Сегодня мы предлагаем снова вспомнить об одном из наших любимых и первых брендов - английском Mr Jones Watches и его основателе, идейном вдохновителе – Криспине Джонсе. Мы не мало писали о Криспине и его уникальных часах, особом подходе в дизайне, но статья в упомянутом выше, культовом уже издании Esquire именно о Криспине и MJW заставила нас еще раз вспомнить, что это абсолютно самобытный бренд и дизайнер, заслуживающей по меньшей мере еще одной статьи на ZAVODе и достойный кандидат на открытие новой рубрики.  
     Итак, однажды молодой и еще романтик Криспин Джонс решил создать собственные часы, удивляясь не высокому уровню развития часового дела в Британии, в которой просто не может быть априори что-то развито не очень) Это было 10 лет назад. Понимая, что не сможет, да как-то и не хочет, конкурировать с гегемонами Швейцарии, Германии или Японии, он представил часовому рынку абсолютно уникальное решение своего нового бренда: он будет создавать часы, совсем не за тем, зачем их создают Швейцарцы, с акцентной безакцентностью на функциональности часов и их точности, а часы далёкие от типичных подходов к индексации времени, основанные на смыслах, хорошем дизайне и фундаментальной непознанности понятия времени.
     Будучи убежденным, и мы здесь с Криспинам полностью согласны, что сегодня люди больше не обращаются к часам с вопросом “Который час?”, ведь на него скорее отвечают гаджеты и девайсы,  Криспин Джонс захотел трансформировать в часовую форму свои экзистенциальные  размышления  о философии  времени. Так Криспин  пришел к мысли, что "время более жидкое, чем твердое, стабильное".

1 
     Мы как-то писали, что Криспин получил образование скульптора, а затем, изучив компьютерный дизайн, провел множество экспериментов, исследуя понятие времени и его ценность для человека. Например, он спроектировал телефон, который подвергал разговаривающего по нему человека переменному удару электрического тока. Оруэлл отдыхает)  Ещё одним любопытным опытом с мобильными было создание гаджета, который, вместо звонка,  производил стук разного ритма, в зависимости от того, насколько срочный вызов поступает. Со стороны, какие-то изобретения сумасшедшего. Но нет. Их объединяла идея о том,  сколько времени тратит современный человек впустую. И сколько реально важного можно было бы сделать, пережить  вместо, например, болтовни  по телефону!
     При этом, Криспина удивляла абсолютно уникальная особенность часов как предмета, изобретения человека, на стыке стольких наук и направлений деятельности. Часы - это нечто совершенно иное.  «Часы интересны, потому что мы не думаем о них, как о технологии, в отличие от телефонов  и компьютеров. И это достойный пример прогресса -  большинство технологий, которым 10 лет, выглядят невероятно устаревшими. Если я использую телефон, созданный с десяток лет назад, то это своего рода провокация, я выгляжу более, чем эксцентрично. Но можно не расставаться со своими наручными часами с пятидесятых, и это не никому не покажется странным или неуместным». Так что с часами можно потрясающе экспериментировать – создавать целые истории на запястье или  с пересмотреть саму концепцию времени, парадигму мышления и восприятия времени человеком, а потом материализовать это в уникальном дизайне часов.

1

     Продолжая свои наблюдения, изыскания и опыты в 2004 году Джонс написал манифест, который посвятил таким вопросам: «Как часы могут подорвать имидж и социальный статус владельца?», «Что, если бы часы могли показывать негативные аспекты личности владельца?» и самое провокационное – «Как часы могут показывать время более непредсказуемым и нетрадиционным способом?"
     Спустя совсем немного времени, Криспин сам ответил на эти вопросы. Со своими единомышленниками, дизайнерами Антоном Шубери и Россом Купером, он создал рабочие прототипы нескольких экстраординарных моделей часов. Линейка состояла из пяти моделей:
1.The Summissus – часы смирения. Ключевая идея  этой модели - напомнить людям о том, что мы все и довольно скоро умрем. Поэтому, просто глупо тратить время своей жизни на всякую фигню, включая стрессы, войны, не любовь к друг другу, саможаление и неделание ничего стоящего в нездоровом миксе с самооправданием, что это не лень и безответственность, а мое понимание жизни как удовольствия, где “я не хочу работать, я хочу просто путешествовать”)) (простите, цитата ZAVODа из последнего собеседования на вакансию). Мы в ZAVODе очень любим этот концепт и часы, поэтому постоянно уже много лет привозим их в Украину. Тогда часы имели зеркальное стекло, на котором время суток чередовалось с безысходным сообщением – «Помни, ты точно умрешь».
2. Avidus – часы стресса. Функционирование этой модели напрямую зависело от человеческого пульса. В зависимости от его ударов, которые активировал дисплей, время на нём то ускорялось, то замедлялось. Идея, как вы уже догадались, была в том, что стресс только зря убивает нас и наше время.
3. Prudens – часы осмотрительности. Также фиксировали человеческий пульс, но имели два циферблата с противоположных сторон руки, которые показывали правильное время при перевороте часов на правильный циферблат относительно пульсирующей точки на руке. Идея заключалась в том, что время подвласно только внимательному человеку, который обращает внимание на положение часов на руке, в зависимости от того, те ли это, которые показывают время.
4. Fallax – честные часы. Призваны сообщать миру, кто вы есть на самом деле. Передавая сигнал с ремешков, предварительно надетых на пальцы, дисплей часов, который по совместительству исполнял функцию детектора лжи, в случае вранья мог предупредить окружающих вас людей о том, что вам не стоит доверять.
5. Adsiduus – персональные часы. Эти часы выдавали рандомные фразы, как позитивного, так и негативного характера своему пользователю. Например, «вы потрясающие» или «ваше будущее будет ужасным». Напоминание о том, что жизнь состоит из разного, но все оно прекрасно и все надо уметь переносить, как у Киплинга, помните? Но только именно в переводе Лозинского!!)): “...Равно встречай успех и поруганье, нe забывая, что их голос лжив...”

MJW    
     Реакция на первоначальные проекты порадовала дизайнера, так что Джонс был удовлетворен уровнем созданной интриги. А лучшей наградой стала иллюстрация его работ на влиятельном блоге Watch The Times.  
     Ни одна из моделей часов MJW и по сей день не предназначена для того, чтобы давать точное представление о том, какой теперь час или время суток. С каждым днём Джонс только расширяет для себя границы возможного в часовом  дизайне, активно обучаясь принципам работы с драгоценными материалами и часовыми механизмами.
     Выпуская 10 моделей часов в год, лимитированными коллекциями по 100 единиц с ценовом диапазоне от 115 до 1250 фунтов (во втором случае на цену влияет использование драгоценных металлов и камней), Криспин вкладывает почти все свои доходы в реализацию новых дизайнов, обновления токарных станков и оборудования для нанесения принтов. Прям, как основатели ZAVOD)), которые все вкладывают в производство украинских дизайнерских часов, в частности пока RIDER1991. Но то ли еще будет с такими вдохновителями!)

1  
    Собственный жизненный путь бренд MJW разделяет на пятилетки. Первые пять лет были потрачены на создание и развитие розничных каналов продаж, а вторые на привлечение производства часов именно в Британию.  Дизайнер говорит, что следующее пятилетие будет посвящено выстраиванию коммуникаций. Криспин хотел бы больше уделить внимания рассказа миру о том, как создаются часы,  концепции и истории, которые стоят за каждым дизайном, каждой моделью.. А ведь Джонсу, поверьте, есть что рассказать. В коллекции MJW сегодня более 40 моделей часов. Многие из них - это результат личностных и философских исканий самого автора в его постоянных путешествиях по миру (как, например, модель The Last Laugh), его аллюзии или метафоры на очевидные или знакомые явления, его потрясающие коллаборации с известными художниками, иллюстраторами, дизайнерами, учеными и т.д. Так что, возможно, прежде, чем он откроет свои глубины миру)), мы успеем взять у него персональное интервью и первыми порадовать вас его историями.
    Такими, как эти, например: Криспин говорит, что большое влияние на него в своё время оказал профессор Королевского колледжа искусств – Энтони Данн, который в своей книге «Hertzian Tales» 1999 года критикует спрос на электронную продукцию и рассматривает возможность применения предметов быта в эстетических целях. А дизайн популярной модели часов Cyclops, по словам Джонса, «сорван» с часов под названием Chromachron, произведённых швейцарским дизайнером Тианом Харланом. Chromachron отображали время, каждый час показывая новый цветной сегмент на циферблате. Cyclops сделали то же самое, но изящнее) -  более тонким внедрили в циферблат маленький чёрный ободок, медленно проходящий по диску над маленькими точками цвета по периметру своей оси. Отсутствие минутного указателя дизайнер объясняет конечно тем, что обладателю этих часов понятно смутное ощущение времени, которое Джонс называет «расслабленной точностью». Такой себе хронометр без минутной стрелки!   
 
1     
     Итак, несмотря на десятилетний опыт, современный английский бренд нишевых часов Mr Jones Watches не подаёт признаков истощения и не снижает планку эстетичности, осмысленности, экстраординарности и глубины философских подтекстов в своих моделях. А все также продолжает напоминать нам, что не так важно знание того, который сейчас час, как то, насколько грамотно мы им распоряжаемся.


По мотивам статьи в специальном издании Esquire “The big watch book”