В корзине: 0 шт., на сумму: 0 грн.
 
Блог

 

ZAVODСКИЕ ИСТОРИИ
ZAVODская история 14. Светлана Смирнова, актриса Нового Драматического Театра на Печерске о том, что нас объединяет
23.04.2015
Перед историями самой Светланы о себе, театре, будущем, времени и многом другом хочется сказать о ней одну вещь. В Светлане поражает сочетание внешности и характера. Она хрупкая, тонкая, очень красивая красотой ребенка, но при этом в ней так убедительно чувствуется твердость, воля, сильный характер и свободомыслие. В общем, роковая смесь)). И вы это, скорее, тоже почувствуете, прочитав это интервью.



Всегда мечтала сняться в индийском кино, но никогда -  стать актрисой… Семья и детство.
На самом деле, в моей семье нет актеров. Но есть достаточно активная и свободолюбивая мама)). Наверное, эта ее гремучая смесь повлияла на мой выбор. В детстве я смотрела индийское кино и всегда грезила в нем сняться. При этом, никогда не мечтала стать актрисой. Это как-то само собой получилось. Например, я участвовала в одной детской театральной постановке, и она мне жутко не нравилась. Я думала, это  - не мое. Сейчас я понимаю, что она действительно была жуткой. Нам всегда говорили, на какую точку встать и как играть, а меня это возмущало. Я походила в студию немного и все. Потом с подругой начали записывать фильмы, сначала на аудио. Мы сочиняли сценарий, а после его озвучивали. Затем в нашей семье появилась видеокамера, и мы начали снимать. Первым был фильм ужасов. Очень даже страшный получился, наверно еще и из-за музыки. У подруги мама-музыкант, было очень много странной музыки, вот мы ее и использовали. Но он, к сожалению, не сохранился. Зато сохранился другой фильм ужасов, «Кровавая драма». На него нас вдохновил фильм «Заводной апельсин» Стенли Кубрика. У нас по сюжету была барышня, которая придает своего мужа, и он потом ей мстит всяческими издевательствами. Короче, жуть. К слову, сейчас моя подруга - режиссер, я частенько у нее снимаюсь, она живет во Франции.



Невыносимо было, когда везде учили претворяться… Выбор профессии.
Помню мама меня водила на танцы, а на мальчиков был дефицит, поэтому я порой танцевала с девочкой. Это меня очень раздражало. В театральных кружках мне не нравилось, какого зайчика надо играть, я видела этого зайчика совсем другим. Поэтому, я, практически, всегда отовсюду уходила. Когда пришел момент выбирать будущую профессию, я сидела и думала, что актрисой мне точно не быть, ведь нигде же долго не задерживалась)). К тому же, я даже не знала, что существуют театральные институты.  Да и у мамы, вроде, были знакомые в Харьковском железнодорожном университете. А потом моей подруги папа сказал, что есть такой университет - театральный. Я очень благодарна маме, она просто – героиня, сказала: «Ты как хочешь, я не буду тебе запрещать, но ты подумай. Выбирай сама!». Не каждая мама так бы поступила. Вот я, например, не уверена, что сама смогла бы отпустить дочь в другой город, да еще и профессия такая сомнительная. Так что, спасибо маме, что отпустила меня.



Судьба преподносит подарки, когда мы рискуем… Экзамены.
Мы поехали вместе на досдачу экзаменов, после чего дают билет уже на сам экзамен. Надо было рассказать басню, стихотворение, монолог и спеть. Первая мысль, как только вошла в университет, что я все-таки не туда попала. Потому что вокруг меня ходило столько ребят и девушек, все такие активные, что-то все пели, размахивали платками, серьезные такие. Ну, думаю, ладно. Не буду маму расстраивать. Помню открываю дверь в кабинет, а тут еще и об порог цепляюсь, и чуть ли не падаю перед комиссией. Все думаю, конец. Один из педагогов так грозно на меня посмотрел (Анатолий Пазенко), я аж вся похолодела, а потом вдруг так по доброму улыбнулся. Проходной билет мне дали.
Про сам экзамен помню хорошо только одно. Я выхожу на сцену, а там сбоку была дверь на выход, и она была открыта, и сквозь нее – свет. Этот свет, как свет в конце туннеля. У меня был жуткий танец какой-то. Сестра моей подруги занималась танцами, она и была моим хореографом. И вот я танцевала под песню Бритни Спирс. Жаль, что нет никакой видеозаписи, ох как бы я хотела это увидеть. Бедные педагоги, как они на это все смотрели. Но меня они взяли, причем вместе с моей подругой, мы попали в одну группу, и это было здорово. Судьба все-таки преподносит такие подарки, когда мы рискуем.

Эта профессия позволяет вспомнить человеку, что он человек… Отношение к актерству и зрителю.
После студенчества в профессии я не разочаровалась ни на йоту. Громко прозвучит, но я думаю, что профессия актера -  одна из наиболее важных. Естественно, все профессии важны, но эта позволяет вспомнить человеку, что он человек. В ней есть духовность. Эта профессия, как наркотик, в хорошем смысле этого слова. Важно чтобы искусство задавало вопросы. Но опять же, бывают разные моменты, бывает ужасно плохо, от того, что что-то не получается. Ты не живешь, как в сказке, ты проходишь все круги ада. В этом и есть суть, свет в конце туннеля. Бывают такие моменты, когда ты чувствуешь себя ничтожеством, у тебя ничего не получается, ты ни на что не способен. И это очень страшно, потому как, вдруг понимаешь, что не можешь вывести формулу игры, а что дальше делать, не знаешь.

И все же, актерство - это вечно. Театр – это живое. Это то, что способно, как актера, так и человека, который смотрит и слушает, приблизить к Богу или, если хотите, к чему-то Высшему. Может нельзя так сравнивать, но театр – это, как храм. Ты можешь туда прийти технически, чтобы поставить свечку, перекреститься и все. А можешь выполнить духовную функцию – очиститься, через благословение, через прикосновение к прекрасному, высокому. Так и в театре.

Важно еще понимать, что в театре зритель – не посторонний, внешний субъект. Актер и зритель – это Инь-Янь. Одно не может существовать без другого. То есть, это возможно, но тогда теряется высшее предназначение театра. И так иногда бывает. Зритель приходит порой в театр, потому что там красивая люстра, большой зал, можно надеть платье или наоборот, когда актер имитирует игру . Тогда нет никакого взаимодействия и познания Бога в себе . В такие моменты всякий смысл театра теряется.



Дай свободу актеру, и он может сделать больше, чем от него ожидали… Секреты Нового Театра на Печерске.
Случайно все сложилось. Я поехала в Москву в лабораторию к Игорю Владимировичу Лысову, это друг Александра Владимировича Крыжановского (художественный руководитель Театра на Печерске). Они вместе учились у гениального Анатолия Васильева. Мы работали у него вместе с Олей Лариной (актриса Театра на Печерске). Когда закончилась лаборатория, вышел спектакль, приехали в Киев, и Игорь Владимирович тоже. Его пригласил Александр Крыжановсеий поставить спектакль. Тогда я пришла в театр на Печерске и спросила, могу ли я ходить на репетиции к Игорю Лысову. Александр Крыжановский позволил, и вот так я оказалась в этой прекрасной семье.

В Театре на Печерске мне импонирует то, что никто не назначает тебя на роль. Обычно в театрах тебя присваивают какую-то роль. Тут ты можешь пробовать играть, что угодно. Нет никаких рамок. Раньше я играла в театре у Влада Троицкого. Там тоже нет никаких рамок. И мне это очень близко. Дают свободу актеру, и он может сделать больше, чем от него ожидали. Нет никакой постановочной работы. Здесь комфортно и интересно.

Наверно, это еще и потому, что в студенчестве мне повезло, у нас всегда существовала свобода выбора. Наш курс вел Влад Троицкий и много прекраснейших преподавателей, например, таких как КЛИМ. Он драматург и режиссер, сейчас является художественным руководителем театра в Москве, неоднократно был обладателем «Золотой Маски». Кстати, тоже ученик Васильева. КЛИМ - настоящий художник, таких как он, мало. Так же преподавал Федор Панчук, сногсшибательный актер. Помню как пошла на один спектакль, было очень убого. Все время хотела встать и уйти, но держала меня спина актера, который сидел и удил рыбу. Я все думала, да как же можно так круто играть спиной и вот пришло время актер поворачивается, а это Петр Панчук. Они нас учили  внутренней свободе. Но что касается университета, то никакой свободы там нет. Всем удобно работать по старой отработанной программе. Вот к примеру, моя знакомая побывавшая в Америке, предложила руководству университета привезти людей и провести бесплатный мастер-класс для студентов  по техникам игры в Америке. На что последовал отказ. Сказали, что ВУЗу это не нужно,  ибо «у нас итак все прекрасно». Нежелание познавать, говорит об ограниченности или страхе.

На самом деле, сейчас самое время творить… Прошлое, настоящее и будущее театральной жизни Украины
Я всегда думала, что зритель не поменяется. Потому что, когда приходила в театры, а я редко хожу в театры, мне физически становится плохо и стыдно за наш театр и актеров. Люди они хорошие, но то, что происходит на сцене - это пошло. И что меня поражало, что зритель смеется над этими пошлыми сценами. Меня это сильно расстраивает. С одной стороны, понимала, что человек, который не знаком с театром, как актер и режиссер, думает, если это на сцене, значит, они все делают правильно. Но с другой, как от этого не хорошо. И вот в последние годы я замечаю, какие зрители ходят в театр на Печерске, к Владу Троицкому на ГогольФест, появились новые лица, их много, и они изголодались по настоящему искусству.

В целом сейчас в Киеве немного спектаклей на мировом уровне. Я мало чего смотрю, но вот «Страсти по идиоту» театра на Печерске, - это точно постановка мирового уровня.
На самом деле, сейчас самое время творить. То, что государство не помогает, это - факт. Я - официально безработная, и я не прошу от государства обеспечения по безработице.) У меня есть руки и ноги, поэтому в помощи не нуждаюсь. Это моя гражданская позиция.

Вот как определяется культура и страна, чем она может быть ценна? Вот как о нас могут узнать японцы? Должны же быть какие-то ценности, лицо. Это может быть только в культуре и науке. А если этого нет, то любые другие страны не понимают, ради чего, в это сложное время, нам помогать, у нас нет никакой самоидентификации. Во всяком случае, ели она есть, то очень слабая. У нас есть государственный язык, это очень красивый язык, есть песни. Есть Дахабраха, ребята молодцы, ездят по миру, прославляют Украину. До этого у нас были только Кличко и Чернобыль, к сожалению. Чем больше у нас будет таких групп и проектов, тем лучше и быстрее мир будет понимать, почему мы должны вообще существовать. К примеру, недавно Александр Владимирович был в Германии, и немцы хотят, чтобы мы что-то привезли, показали кто мы. Им это интересно. И почему именно сейчас? Если не сейчас, то когда? Мир должен о нас слышать, и не только о том, какие мы несчастные.



Главное - иметь возможность и желание прославлять Украину, духовно, культурно… Любимые  роли, темы, образы. И планы на будущее
Ролей любимых нет, каждая роль прекрасна по-своему. Это как если бы сказать, что есть хорошие и плохие люди, но в каждом плохом, есть и что-то хорошее, и наоборот. Так же и здесь. Меня в театре восхищает, что человек меняется сам благодаря своим ролям и так познает себя.

Моя героиня на фото из спектакля «Наше рождество». Ее зовут Дина. Она уезжает во Францию учиться дизайну одежды. Это ее мечта. У нее есть вера в то, что искусство в одежде может помочь измениться людям, ведь когда мы одеваем какую-то конкретную вещь, мы по-разному ощущаем себя и можем стать другими. В Дине есть сильная вещь – борьба внутри себя. Она уехала далеко и разрывается между двумя вселенными, понимая, что надо сделать выбор между искусством и любовью. Но какой бы он ни был, он будет правильным. Потому что она - человек целеустремлённый в своей вере. Мне нравится ее сила веры.

Вот такая сила веры в себя и ответственности должна быть у каждого перед собой и своей страной. Ведь каждый из нас является лицом Украины. Знаю, что где бы я не оказалась завтра, мое творчество будет направлено на возможность самоиндентифицировать Украину.



Прекращай жить, будто у тебя впереди еще 500 лет… О времени и о часах.
Время дает тебе возможность выбирать. Но и оно же дает нам понять, что его нет. Это одна из самых важных вещей во времени – оно не существует. Оно придумано нами. Понятие времени растяжимое. Бывает, что мы прожили день, как месяц, а месяц, как день. Такое ощущение разное. Часы нам дают подсказку. Я недавно прочитала такую интересную фразу: «Прекращай жить, будто тебе осталось жить еще 500 лет». Время, которое нам дано, уже никогда не вернется. Об этом хотелось бы помнить.

Я очень хорошо отношусь к наручным часам. Но зачастую куда-то спешу и забываю надеть украшения. Поэтому, довольно часто бываю без часов. Но иногда я считаю, что хорошо быть и без них, а иногда хорошо быть с ними. Для меня важен в часах и дизайн, и функциональность, тем более, что сейчас можно найти интересные решения, где часы будут функциональными и подходить как украшение. У меня много часов. Я одеваю те, которые, как говорит моя бабушка, на меня смотрят. На самом деле, хоть и есть поверья, что часы к разлуке, но мне их дарили. Разлук не было. А вообще, я не требовательна к часам. Важно одно: зацепили или не зацепили. Это как любовь. Когда ты встречаешь человека и влюбляешься. Ты не можешь этого объяснить.



Надо любить и верить, чему учиться постоянно, особо себя не жалея…Что нас объединяет и помогает оставаться людьми.
Пока в моей голове по этому поводу есть две вещи. Первое – это вера в человека. Есть такое изречение в Библии: «..и по вере твоей, воздастся тебе..». Нельзя не верить. Второе – это любовь. Любовь – это энергия, которая способна делать чудеса, которая спасает нас самих. Любовь – интересная штука. Если ты ее излучаешь, то сам же ее и получаешь. Возьмем дурацкий пример, на тебя в магазине набурчали, что-то обычное: «Встала тут…». Но если ты улыбнёшься человеку, отдашь немного любви, то может это будет спасением для него самого. И потом, мы все равняем на себя, а может у этого конкретного человека есть причины так себя вести. Ну, и за собой мы не замечаем многого.

Однако любить - это такой труд. И это нормально. Это как работа, как походы в спортзал. Если ты хочешь накачать пресс, то мало просто об этом думать. Надо ходить на тренировки каждый день, надо ломать себя, надо много работать. Когда ты делаешь какие-то поступки для любви, делаешь это каждый день, она в тебе растет, с ней растет и вера в человека. А потом, глядишь, и излучать начнешь)) Просто надо верить и работать постоянно, особо себя не жалея.

На фото Светлана в часах Sond NYG шведско-гонконгского бренда VOID WATCHES и в часах Celeste Chrome Colored немецкого бренда ZIIIRO
Образ: Зина из спектакля «Наше Рождество»
Фото: Катя Кондратьева

 
     
Подпишитесь на рассылку