Видеорепортаж и интервью с главным ракетчиком:) - Жаком Фон Полье.

Жак Фон Полье, в настоящем Председатель совета директоров Петродворцового Часового завода, креативный директор бренда «Ракета» и, похоже, сам человек-бренд...
Справка: Жак Фон Полье, в настоящем Председатель совета директоров Петродворцового Часового завода, креативный директор бренда «Ракета» и, похоже, сам человек-бренд:). Аристократ. Потомок обрусевшей французской семьи, осевшей в России со времен Наполеона и вынужденной эмигрировать во Францию после революции. Вернулся в Россию по зову сердца в смутные 90-ые. Получил финансовое образование в Москве. Творческая и многогранная личность – путешествует, увлекается музыкой, живописью, литературой. Написал в конце 90-х книгу «Давай» по хроникам своего путешествия с друзьями на «Ниве» из Франции через страны бывшего СССР в Китай и обратно. Создает ощущение больше русского патриота, чем многие русские, а также устойчивое убеждение, что теперь «Ракета» - в надежных руках.
Андрей Кравчук, креативный директор украинского проекта дизайнерских часов ZAVOD:
Жак, «Ракета» - это действительно легендарный бренд. Еще совсем недавно часы «Ракета» были мечтой любого советского мальчишки:). Но что такое «Ракета» сегодня? В чем ее суть, изюминка, что самое главное Вы можете сказать о «Ракете», чем она сейчас может гордиться и отличается от других часовых брендов?
Жак Фон Полье, Председатель совета директоров Петродворцового Часового завода, креативный директор бренда «Ракета»:
«Самое главное, что можно сказать о «Ракете» - мы сами производим свой механизм от начала и до конца. Это бывает очень редко. Даже швейцарцы, которые производят свой механизм, спирали, баланс – весь цикл, таких брендов немного. Хотя мы и понимаем, что это дорого. Дешевле, конечно, закрыть свой завод и закупать механизм в Швейцарии. Например, в компании ЕТА, где отличный механизм стоит 22 доллара, его можно поставить в часы за 10 тыс. дол. без проблем, как сейчас и делает большая часть всех известных часовых брендов.
Но мы решили пойти сложным путем. Сохранить завод и производить свой механизм. Наши рабочие, наш старый Питер, часовщики, старая школа - это самое главное, чем мы гордимся. Это и есть наш ПР. Это наши корни, наша история, почти 100 лет часового дела в России. У нас здесь в Московском офисе 3-4 дизайнера и 2 администратора. Остальные (около 100) – часовщики в Питере на заводе. Это, конечно, нельзя сравнивать с тем, что было раньше. В 70-х годах на «Ракете» было 7-8 тыс. человек. Но это были, конечно, не все часовщики, это была огромная градообразующая структура: больница, школа, пионерский лагерь, оркестр, спортзал, и много много еще всего… Это был целый город в городе…»
Да, возродить такой бренд – это очень не просто! Тем более сейчас, когда в России не только производить не дешево, но и продавать такие часы особо, наверно, некому? Как Вы оцениваете общий интерес к бренду, созрел ли покупатель, рынок для такого предложения?
«Вы знаете, то, что мы делаем - это действительно интересно. Во-первых, Россия сама по себе – это, как минимум, самый пиарный бренд в этом году. Вот, например, журнал для миллиардеров, он пишет только о самолетах, вертолетах и всем таком, что стоит не менее нескольких млн. дол. Здесь написали о «Ракете», им интересен наш архив, как выглядел календарь24 раньше, сравнивают новые модели и старые. Потом, FORBES – первый раз вижу, что они вообще пишут про русский бренд, о нас - целая страница. Это – не реклама!!! Мы не платили за это!! Ведомости – они с начала года уже 5 раз писали о нас, это не реклама, 4 огромных страницы. Еще, Коммерсант, Фигаро, ELLE, Wall Street, и много еще… Да и сами Швейцарцы очень много о нас говорят, потому что мы действительно производим свои механизмы, что редкость.
Что я хочу сказать в ответ на Ваш вопрос, уже не стесняются поставить наш бренд на один уровень с известными мировыми брендами, такими, как Hermes, louis Vuitton и другими. Российский бренд уже не портит их репутацию, как это считалось раньше, а является настоящим информационным поводом, событием. Это было бы не возможно еще 2 года назад.
Такой интерес прессы и общественности прежде всего потому, что мы сами производим свой механизм. Если бы я продал завод и покупал у другой фабрики, никто бы нами не интересовался. Кроме того, в России все исторические бренды погибли. А этот бренд жив, и ему принадлежит исторический завод России, который еще и производит. В России сейчас существует потребность в своих брендах. Это одна из стран, где наибольшее количество денег готовы платить за модные аксессуары, не только часы, но и сумки, ювелирку и т.д. Все эти деньги выходят за пределы страны, вливаются в западные бренды. Но люди уже интересуются русскими брендами, если Вы читаете VOGUE, ELLE – все пишут о русских дизайнерах, о именно русских трендах. Многие западные бренды сейчас производят специально для России. Например, louis Vuitton делает специальный дизайн сумок, где есть тема «русской души».
Поэтому, на наш взгляд, страна сейчас готова принимать свой исторический бренд. Мы видим это и по продажам. Мы сейчас продаемся в самых хороших, красивых, модных местах Москвы – ГУМ, ЦУМ, Подиум. И это поможет людям узнать, что мы есть, понять, что надо уважать, сохранять и гордиться своим историческим заводом и брендом.»
Звучит очень вдохновляюще и оптимистично:) Нам тоже хотелось бы верить, что интерес к национальным брендам будет расти и внутри страны, и за ее пределами. В Украине пока мы чувствуем некое оживление, движение в развитии собственных брендов на разных рынках, в развитии альтернативной розницы дизайнерских товаров, в актуализации хотя бы темы промышленного дизайна. Но пока говорить о существовании полноценного рынка рано. Спрос на интересные дизайнерские решения пока оставляет желать лучшего. Продавать такой продукт не просто. Кстати, если говорить о продажах. Вы упомянули модные места Москвы, где продается уже «Ракета». А это Ваши собственные магазины или партнерские?
«Нет, это не наши магазины, может это уже модно, но мы пока один из самых бедных заводов России. И у нас действительно недостаточно денег, чтобы купить себе собственные магазины. Наши магазины принадлежат разным людям, которые пустили наш бренд в свои магазины. В ЦУМЕ, например, представлены все международные бренды, и нам дали для выставки очень хорошее место, с большой красивой витриной. Но мы набираем обороты…»
Вы не думали продавать швейцарцам свои механизмы? Может это помогло бы быстрее набирать обороты «Ракете? Швейцарцы хотят покупать Ваши механизмы?
«Хотят. Просто у нас для себя недостаточно. Мы пока не производим очень много. Мы собираемся покупать новые мощности и, думаю, через год – два года мы сможем продавать наши механизмы другим брендам…»
Жак, у Вас есть конкуренты – другие российские часовые бренды или в России «Ракет» – это пока единственный часовой бренд?
«Есть несколько брендов, но интересных, на мой взгляд, нет. Интересный бренд – это бренд, который, действительно, что-то дает, большее, чем только время. Но сейчас, все эти исторические российские бренды часов уже не производят. «Полет» - уникальный бренд, но сейчас не производит, к сожалению. Я знаю, что бренд купил один русский олигарх, Сергей Ткачев, и у него большие планы. Я думаю, он хочет производить в Швейцарии под брендом «Полет». Еще один исторический бренд – «Слава». Его можно еще купить, что-то они продают, но я не думаю, что они производят. Если пойдете на Белорусский вокзал, увидите, что там даже здания уже нет.
Так что, в России уже ни «Полет», ни «Слава» не производят, кроме подделок, которых, как и «Ракеты» полно на Старом Арбате. И это на самом деле проблема. Многие еще думают, что часы «Ракета» – это дешевые сувенирные часы. Наша репутация действительно очень пострадала от всех этих подделок дешевых для туристов, с большими буквами КГБ, с большим серпом и молотом на циферблате и т.д.
В целом же, я не вижу хороших брендов в России. У нас, конечно, Калашников – хороший бренд, но это автомат, это не часы:). Музей Эрмитаж – это хороший бренд. Красная площадь, Кремль – это хороший бренд… Самовар, матрешка… А в часах брендов уже нет… И это очень жаль, это была огромная индустрия, гордость страны. Но я верю и надеюсь, что кто-то что-то будет делать… В часовом деле, чем больше фирм, тем больше эта индустрия живет…. И России это нужно, чтобы часовая индустрия была, сильная, честная, без обмана.»
Жак, а когда Вы пришли на завод, он разве еще работал?
«Да, это невероятно, но завод всегда работал, если бы он закрылся, хотя бы на год, мы уже не смогли бы его поднять. Конечно, он был в очень плохом состоянии и мало производил, причем только благодаря паре гос. заказов. Вообще, можно сказать, что последние 10 лет завод просуществовал только на заказах тех людей, которые за последние 60 лет привыкли заказывать у «Ракеты», в основном из военных – МЧС, ФСБ. «Ракета» более 10-15 лет не выпускала часы на продажу. Но гос. заказов становилось все меньше, в последний год – это был всего 15-20 тыс. часов. Иногда даже заказывали часы для ветеранов. Но это уже было бесперспективно, без будущего…»
Жак, у Вас работают только старые мастера? Ведь, если они уйдут, кто будет продолжать их дело? К Вам приходит молодежь?
«Знаете, это действительно проблема. Когда я пришел на завод 2 года назад с моими партнерами, большинство часовщиков были очень старые. Но у них, конечно, уникальные знания. Если эти часовщики уйдут, русская часовая индустрия умрет навсегда. Потому что ее опять воссоздать с нуля будет просто технически не возможно. Она строилась все последние 80 лет, а может умереть так, в одночасье, за сутки. Поэтому, самое важное и срочное было – как можно быстрее начать обучение молодого поколения часовщиков. И хотя это тоже стоило нам времени и денег, но мы пока единственные в России создали школу часового дела, куда приходят молодые специалисты, и их обучают часовому мастерству легендарные часовщики старой Петродворцовской школы! На сегодня у нас уже 15 студентов из Технического Института Петербурга, которые обучаются 3-4 года, последние 2 из которых – специализированы на часовом деле. Обучение включает теорию, историю часовой индустрии и, безусловно, самое ценное - практику на историческом предприятии России, созданным еще Петром I в 1721г.»
Жак, я знаю, что в этом году «Ракета» принимала участие в знаменитой выставке в Базеле? Что Вы можете сказать об этой выставке? Помогла ли она «Ракете»? Ваше личное впечатление о выставке?
«Интересный вопрос. В целом, да, участие в выставке помогло. Но, возможно, это было чуть рано, мы не были до конца готовы. Мы могли бы не участвовать в этом году, потому что мы только закончили готовить новую коллекцию, мы еще не были готовы к экспорту. Но это была большая сенсация. Мы были в одном из самых красивых павильонов, у нас был один из самых активных стендов в Базиле. Ну, кончено, мы не сравниваем свое участие со SWATCH и ROLEX, у них были огромные-огромные стенды, у нас, конечно, был поскромнее. Я думаю, участие в следующем году поможет нам еще больше.
А вообще, Базель – это большой цирк. Это огромная выставка, по которой Вы устаете ходить весь день. Там есть все, там есть красивые павильоны, а есть павильоны, похожие больше, не знаю, на Китайский рынок. И часто в Базеле показывают какие-то невероятные модели. Конечно, красиво, они привлекают внимание, но, я думаю, никто их не будет носить, покупать. Это больше концепт – концепт вотч, как концепт кар. Например, Мерседес создает супер дизайн, просто космический Мерседес, но это просто для ПР и, может, для того, чтобы дать направление для будущего дизайна в авто индустрии. И Базель в этом похож. Я не уверен, что Базель – самое лучшее место, чтобы понимать, что люди будут носить и покупать.
Там все бренды в одном месте пытаются шуметь громче, чем сосед, чтобы обратить на себя внимание. Ради этого они готовы на все. Как рынок в Ташкенте, похоже. Я думаю, даже, что рынок в Ташкенте – более красиво. Все эти цвета, ткани из средней Азии, которые мне тоже очень нравятся, и которые тоже ближе к русской культуре. Самарканд, Бухара – красивые города, у них уникально красивые рынки, на которых продаются и фрукты, и ковры, и т.д. Но Базель похож, просто в Швейцарском стиле, тоже интересно.
Жак, давайте немного поговорим о будущем, о трендах и тенденциях. Как думаете, куда будет сейчас двигаться часовой дизайн, что будет происходить в часовой индустрии? Я не имею в виду только дизайнерские часы, а и те классические формы, модели, бренды, которые тоже будут меняться, очевидно?
«В целом, конечно, есть генеральные (главные) тренды. Это даже видно из наших архивов, где хорошо видны тренды 60-х, 70-х, 80-х годов. И особо интересно, что эти российские тренды можно даже сравнивать с западным миром, несмотря на то, что эти миры тогда почти не были связаны. Люди не общались между Петербургом и Женевой. Но тренды все равно похожи. И похоже часы, которые производили в России на часы, которые производили в Швейцарии в те времена.
Был тренд еще недавно – огромные часы. Сейчас идет мода дна часы в цветной гамме - фиолетовые, розовые, синие. Это я думаю, уже вчерашний день, так сказать. Думаю, это уже отойдет, успокоится. В России, это, как всегда будет, с опозданием. Здесь люди еще будут носить килограммовые слитки золота на руках, даже, если на западе никто уже это не носит. И все же, полагаю, все будет чуть поскромнее. Мне кажется, эта мода, когда люди носили несколько лет назад огромный золотой крест, это уже все прошло, это уже выглядит смешно. Но это еще осталось в часах, чуть-чуть, именно в России. Я думаю, это тоже скоро пройдет.
Скоро люди будут ценить простые, лаконичный дизайн, более чистые дизайн. В Европе это уже видно. Даже, если всегда будет место для каких-то экстравагантных дизайнов, то, говоря об общих трендах, могу с уверенностью сказать, что все будет поскромнее.
Жак, как Вы считаете, что сейчас должно быть присуще часовым брендам, чтобы они смогли выживать на рынке, становиться сильнее, быть по-настоящему интересными для людей? Насколько часы вообще сейчас актуальная тема, у которой есть будущее?
«Во-первых, нам повезло, что швейцарцы постоянно рекламируют часы. Нам повезло, что в журнале Ель, или в журнале FORBES, или в любом другом таком журнале - от 20 до 60% рекламы – это реклама швейцарских часовых брендов. Это хорошо. Потому что, я думаю, если бы они этого не делали, то уже никто бы давно не носил часы. Мы еще носим часы, потому что ROLEX платил достаточно денег, чтобы Джеймс Бонд носил часы. А все хотят быть похожими на Джеймса Бонда. И все тогда пойдут в магазин и купят себе часы. Многие богатые люди купят такую же модель, как у Джеймса Бонда. А у кого для этого недостаточно денег, к нам… мы получаем Клиента, который сам хочет решить, что он хочет носить. Люди, которые хотят носить то, что им близко, то, что близко к их культуре, как русская культура, они придут к нам…
Я думаю, что именно, благодаря богатой швейцарской часовой индустрии, люди еще носят часы. Если бы не было этой постоянной рекламы в часовой индустрии, вряд ли бы мы еще вообще носили часы. Потому что они уже никому не нужны. И аргумент, что они точно покажут время – это уже не аргумент. Если я завтра пойду в магазин и мне скажут, что вот эти часы точнее всего покажут мне время, я скажу, спасибо, хорошо, это уникально:). И каждый купит свою мечту, сказку, кто-то купит Джеймса Бонда, кто-то купит исторический русский бренд, кто-то купит килограмм золота:)»
Жак, у Вас на руках 4-ро часов, по паре на каждой. Сразу видно, что Вы большой любитель часов:) И все же, какие часы и бренды больше Вам нравятся? И, если говорить о других брендах, какие Вам нравятся больше из известных?
«Да, как видите в «Ракете» мне лично наиболее интересны отдельные дизайны с 60 по90 года. Из других брендов, мои любимые - это ROLEX, самый крутой бренд вообще в мире. PATEK PHILIPPE– уникальный бренд. Это если мы говорим о часах. Если мы говорим о модных аксессуарах, хотя я считаю, что часы – это и есть модный аксессуар, то мои любимые бренды – HERMES, самый крутой бренд, с историей, производит действительно супер качество, очень уважает своих Клиентов. Это не пустой маркетинг, это очень серьезный бренд.
И, вообще, мне нравится, когда именно не пустой маркетинг. Что я не особенно уважаю и мне не особо интересны бренды, которые строятся чисто на пустом маркетинге, просто купить страницы рекламы и продавать, просто бренд из ничего, раздутый, у которого пусто внутри. Конечно, это может быть для кого-то интересно, но я люблю, когда Вы что-то купите и за эти 100 дол., которые вы отдали, вы получите аксессуар, в котором действительно что-то есть, за ним что-то стоит…»
Жак, о Вас много писали, о Ваших корнях, много интересного из биографии. Я знаю, что Вы очень творческий и ищущий человек. Вы можете немного рассказать о своем творчестве, о своей книге, что Вас сейчас занимает?
«В душе, я собственно, креативный человек. Мне интересен звук, музыка, мне интересны картины, визуальные направления, мне нравятся также необычные идеи, поэтому я люблю чистый дизайн. Я люблю слушать музыку, писать картины, писать разные тексты… 10 лет назад я написал одну книгу, называется «Давай», в основном о России, это было во Франции. Эта книга в основном о бывшем СССР, о путешествии по России, Средней Азии, Сибири, о Кемерово…»
А у Вас были уже свои персональные выставки? Вы планируете продавать свои картины?
«Выставки были. Но серьезного особо не было, потому что это никогда не было моей основной сферой деятельности, профессией. Хотя есть люди, которые интересуются моими работами, продают мои картины, но я их не пишу, чтобы продать. Я обычно такие большие деньги хочу за свои картины, что их никто не купит:)
Этот репортаж стал возможным благодаря целой группе людей. Спасибо Вам:
1. Ольге Крамчаниновой и Алексею Филимонову, владельцам магазина света SVETORIA за организацию поездки в Москву
2. Представительству компании Canon в Украине за предоставление камеры Canon Legria HF S20 black, благодаря которой ZAVOD смог снять виде материал
3. Светлане Рейниш, молодому и талантливому художнику и режиссеру, которая постоянно помогает ZAVOD создавать видео контент, и помогла создать видео репортажи и в этот раз.
Материал подготовила специалист по развитию проекта ZAVOD: Ева Емчук.